Общество

Москва, 10 фев, среда


Отпуск на замену

«Expert Online» 23 ноя 2015

Туристическая индустрия как поиск альтернатив

Закрытие Египта стало серьезным испытанием для отечественной туриндустрии. И все же нельзя сказать, чтобы это происходило в русле какого-то нового тренда. Тренд как раз старый, обозначившийся еще год назад, вместе с обвалом рубля. Называется он – «отпуск на замену». Такие замены теперь нужно искать постоянно. О том, как и почему в ближайшее время будет перекраиваться карта отпускных направлений для россиян, «Русскому репортеру» рассказала директор по управлению продажами туристической компании TUI Россия Наталья Смирнова. 

Положение в целом складывается довольно непростое. Вдвое подешевевший рубль для многих россиян закрыл Европу и большинство дальних направлений. Приостановка полетов в Египет, тем более в канун Нового года, когда отдых на пляжах Красного моря пользуется повышенным спросом, закрывает – как минимум в зимний сезон – уже всю Африку. Добавили масла в огонь и депутаты от КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов: своим предложением закрыть также Турцию они замахнулись на последнее, что осталась у среднего россиянина в плане отдыха, теперь уже и летнего в том числе. Наконец, в связи с трагическими событиями в Париже российские туристы уже сами пошли сдавать купленные под Новый год туры во Францию. Насколько все эти события осложняют ситуацию в туристической отрасли? И существуют ли равноценные замены то и дело закрывающимся направлениям? Об этом и многом другом «Русскому Репортеру» рассказывает директор по управлению продажами компании TUI, одного из крупнейших российских туроператоров. 

– Да, положение непростое. Понятно, что безопасность людей превыше всего. Но нужно понимать и то, что подешевевший год назад почти вдвое рубль привел к тому, что денег у людей стало меньше. Прошлым летом средний чек на туристический пакет составлял примерно $1200, летом 2015-го – уже $800. Глубина продаж сократилась до 20 дней: все ждут, когда путевки начнут «гореть», чтобы купить тур еще дешевле. Отдых зимой – это, кстати, почти всегда второй отдых, на него в сложившейся ситуации остается еще меньше денег. И здесь Египет был для россиян наилучшим выбором в этом сезоне. Мы даже собирались увеличить объемы, тем более что TUI – туроператор массовых направлений, и на эту зиму у нас не планировалось никаких пляжных альтернатив Египту. Очевидно, что в зимнем сезоне равноценной на все 100% замены ему нет. Сейчас, в моменте, альтернативной может быть Турция. В первые дни запрета полетов в Египет многие туристические компании прямо в аэропортах «разворачивали» борта на Турцию, и туристы не особенно расстраивались. Потому что далеко не все были согласны на то, чтобы им вернули деньги: отпуск-то все равно запланирован, не дома же сидеть. К тому же, в этом году в Турции выдалась необычайно теплая осень. Тепло также на Кипре и в Черногории, куда мы частично перенаправили поток отдыхающих. Но дальше все равно наступит зима. И что остается? Израиль и Иордания? Но это местами вдвое дороже Египта. Марокко и Тунис? Там цена сопоставима, но нет ни серьезной отельной базы, где было бы, из чего выбирать, ни тех комфортных условий, которые создали египтяне именно для русских, да и просто там холоднее. А в Марокко еще и Атлантический океан, – волны, ветер. Мы сейчас, в канун Нового года, прорабатываем возможность пополнения ассортиментного портфеля пляжным направлениям – ОАЭ, Гоа и Израиль. Это тоже дороже. Но для нас важно, чтобы была надежная принимающая сторона и отельная база. И здесь мы можем пользоваться возможностями TUI Group. Но, например, о Таиланде даже и думать не приходиться, потому что большинство российских туроператоров поставили именно на него и на Доминиканскую республику. И вступать, не имея достаточного опыта на данных направлениях, в конкурентную войну не входит в наши планы. 

Итак, равноценной замены Египту в зимнее время нет. А что может заменить сильно вздорожавшую Европу для любителей горных лыж?

Стоит обратить внимание на Сербию. Там есть очень неплохие зимние курорты, например, Копаоник или Торник. Виза не нужна. Отношение к россиянам самое дружественное. Цены в ресторанах – ниже, чем в Сочи. При этом сербы активно инвестируют в развитие инфраструктуры курортов, в частности Копаоника. И хотя отельная база пока невелика, определенный выбор тут уже есть. Кстати, и Сочи как горнолыжное направление стало очень востребованным. Сначала народ всколыхнули олимпийские игры, захотелось съездить посмотреть, а что там за объекты такие построили. Потом, когда евро подскочил до 80 рублей, о курортах Франции или Австрии пришлось забыть. Так что Сочи на Новый год сейчас продаются очень хорошо. Правда, как и Сербию, Россию нашим агентствам продавать пока непросто. Они не знают этих направлений, тогда как тот же Египет, к примеру, знают, как свои пять пальцев. Плюс спрос на горнолыжные пакетные туры с каждым годом снижается. Люди, всерьез увлекающиеся катанием, давно уже научились обходиться без турагентств и все бронируют самостоятельно. 

Ажиотажный спрос на Сочи – это какой-то частный случай, или можно все-таки всерьез говорить о росте внутреннего туризма?

Рост есть, и довольно существенный. Но надо понимать его специфику. Это рост с маленьких цифр. Условно говоря, если раньше в Сочи агентства отправляли по 2 – 3 человека в месяц, то теперь – по 20 или даже 30 человек. Получаем рост на целый порядок! Но в численном выражении это все равно очень незначительные величины, например, по сравнению с количеством наших туристов, выезжающих в Турцию. 

А может Россия предложить что-то специфическое в плане новых туристических форматов? Например, часто приходится слышать о развитии агротуризма, экотуризма, этнотуризма. Так ли это на самом деле?

Нет, это пока еще очень и очень маргинальные форматы отдыха даже в Европе. Да и вообще, наша проблема не в том, что не хватает чего-то экстраординарного, а в том, что нет развития всем понятных и очевидных российских курортов, которые могли бы привлечь не только россиян, но и туристов из-за границы. Взять хоть Минеральные воды. Это же ничем не хуже Карловых Вар: целебная вода, грязи, чудом сохранившаяся лечебная база, замечательные врачи. Но весь номерной фонд такой старый и убитый, что человек, привыкший ездить в Карловы Вары, сюда точно не поедет. А ведь дальше за Минводами есть еще и Домбай. Я сама увлекаюсь горными лыжами и проехала, наверное, все горы в Европе, но такой красоты, как на Домбае, не встречала нигде. Но кто туда в основном ездит? Экстремалы, фанатики целины и фрирайда. С точки зрения обустройства трасс и развития инфраструктуры все находится на природном нетронутом уровне. Ратраки зачастую существуют ровно для того, чтобы закинуть экстремалов на целину, – и все. А Карелия, Алтай, Байкал? Или вот Калининградская область?.. Тут из всего могли бы получиться первоклассные курорты европейского уровня, но этим нужно заниматься планомерно и быть готовыми, что это займет годы. И мне кажется, силы надо бросить именно сюда. Из позитивных примеров — Великий Устюг, Сюда, на вотчину Деда Мороза, мы впервые начали предлагать туры в этом сезоне: на поезде или с перелетом непосредственно до Устюга. Отличный вариант семейной встречи Нового года, для детей впечатления на всю жизнь. Таких мест притяжения в нашей стране должно становиться больше. 

Есть ли какие-то позитивные изменения в отрасли, напрямую не связанные с кризисом?

Да, есть. Например, бурный рост онлайн-продаж. У нас доля туров, реализуемых через интернет, всего за год выросла более чем в два раза и составляет на сегодня уже около 10% от общего объема. Это говорит о том, что, несмотря на все кризисные явления, доверие к отрасли не просто сохраняется, оно растет. Ведь согласитесь, одно дело прийти в агентство, поговорить по душам с менеджером, передать ему из рук в руки деньги, получить сразу какие-то чеки, документы. И совсем другое – просто нажать кнопку и увидеть, что с карты списана довольно значительная сумма. Что дальше? Дальше, конечно, вам перезванивает все тот же менеджер для подтверждения. Но психологически для многих это пока еще трудно. Для сравнения: в Великобритании более 50%, пакетных туров продается онлайн. У нас пока уровень доверия к онлайн-платежам в целом не очень высок. Но он уверенно растет. И нам проще, чем онлайн-агентствам. Мы продаем свои туры и мы же перед туристом отвечаем, если что-то не так. Можно сказать, покупка напрямую у производителя. Мы проводим акции для туристов при покупке туров онлайн. Например, «Купи тур ночью», с 22.00 до 10.00 утра. Агентства в этом время не работают, а оплатить можно только картой, здесь и сейчас. Можно назвать это скидкой за решительность. Заодно люди учатся экономить свое время. Не нужно никуда ехать, да еще, возможно, и не один раз, не нужно вести долгие разговоры. Несколько кликов – и отпуск в кармане. Если все хорошо описано на сайте, если система оплаты прозрачна, а главное, если человек приедет на отдых и увидит полное соответствие описанию курорта и отеля на сайте, он придет к нам и во второй раз. Так что снова мы возвращаемся к вопросу доверия. Это главное. 

И последний вопрос: чисто теоретически – что может случиться, если, как о том просят иные депутаты, для россиян закроют еще и Турцию?

О будущем говорить сложно. Это всегда что-то вроде гадания на кофейной гуще. Но если такое случится, как знать: может быть, снова будем все вместе думать об отпуске на замену. А мы уже планируем курорты Краснодарского края на летний сезон в своем портфеле.




    Реклама



    Реклама



    В Москве эпидемия: надень маску и соблюдай дистанцию

    Не паникуй, но бди

    Эпидемия гриппа наблюдается в 47 регионах России. Уровень заболеваемости пока не выше прошлогоднего, но нынешний штамм H1N1 опаснее и требует особого внимания

    ЖКХ

    Стратегия. И трагедия

    Выход "Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года" практически совпал по времени с трагедией в Петропавловске-Камчатском, где трое школьников провалились в уличную яму с кипятком и погибли. Стратегия не учитывает в полной мере реалий ситуации в ЖКХ и того, как следует развивать и сделать безопасной эту сферу

    fotoimedia/ ТАСС

    Прибыль ЖКХ ставят под контроль

    Правительство РФ опубликовало Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. Большинство граждан - 63 процента - считает стоимость услуг ЖКХ завышенной, сказано в частности документе, задача которого состоит в том, чтобы отрегулировать одну их самых сложных и социально значимых отраслей экономики

    Фото: Архив «Эксперт С-З»

    Кадры в кадре

    Что такое книга сегодня? Ответ на этот вопрос лишен очевидности. Однако ясно одно: это не только и не столько источник информации (при наличии Интернета она явно отходит на второй план), сколько наиболее доступный и удобный способ коммуникации. Персонал книжных магазинов - проводник этой идеи в массы