Экономика

Москва, 11 фев, четверг


Притормозили

«Expert Online» 15 дек 2015
Артем Коротаев/ТАСС

С сегодняшнего дня, 15 декабря 2015 года, вступил в силу закон, в соответствии с которым штраф за проезд по федеральным трассам без уплаты в системе «Платон» составит 5 тыс. рублей вместо прежних 450 тыс. На первый взгляд это существенная уступка со стороны властей в адрес недовольных дальнобойщиков. Но она никаким образом не решает главную проблему, из-за которой вспыхнул протест. Плата за пользование дорогами сохраняется и, как и планировалось ранее, будет увеличена с нынешних 1,50 рублей за километр до 3,60 рублей с 1 марта 2016 года.

То, что превращение штрафов из «драконовских» в просто штрафы, нисколько не обрадовало протестующих, показал вчерашний митинг у здания администрации президента, в котором приняло участие около 100 человек. Участники в очередной раз потребовали отмены системы оплаты «Платон». Акция протеста прошла в форме встречи водителей с депутатами от КПРФ и органы правопорядка не препятствовали ее проведению. И это стало достаточно разумным решением – ведь дальнобойщики пришли в центр города просто пешком, оставив свои машины на стоянках. Тем самым власть показывает, что готова к диалогу с той частью протестующих, которые действуют в рамках закона. КПРФ, являясь системной оппозицией, как и власть не заинтересована в радикализации протестного движения и выступает скорее в роли посредника между властью и протестующими. И, в кои веки КПРФ занялась защитой прав трудящихся, что очень кстати перед очередными думскими выборами. Дальнобойщики, в свою очередь, всячески сторонятся сращивания своего протеста с любой политической силой. 

Если провластные СМИ не жаловали их вниманием с самого начала, то оппозиционно настроенные издания и представители несистемной оппозиции буквально носили дальнобойщиков на руках. Велись прямые онлайн трансляции с их митингов, новостные ленты пестрели заголовками о любых заявлениях водителей, а профессиональные оппозиционеры старательно «раскручивали» тему протеста. Но, неделю назад, как по мановению волшебной палочки, они утратили интерес к дальнобойщикам. Информационный вакуум в отношении дальнобойщиков, который возник в СМИ лояльных к несистемной оппозиции, говорит о том, что надежды оппозиционеров "въехать на грузовике" в Кремль не оправдались. Не смотря на неструктурированность своего движения, разнообразность требований и множество лидеров, дальнобойщики не приняли несистемную оппозицию в свои ряды и, тем более, не позволили возглавить свое движение. Проблема из политической плоскости постепенно переходит в разряд экономический. Ни пятой колонной, ни пятым колесом протестующие дальнобойщики не являются.

Но, отчасти, эта аполитичность сыграла с ними злую шутку - лишившись информационной поддержки несистемной оппозиции, дальнобойщики несколько ослабили свои позиции. Власть, видя мирный настрой протестующих и ослабление их позиций в информационном пространстве, теперь еще менее чем ранее настроена идти на экономические уступки. Понимая, что большинство водителей не готово  бастовать, может поддаться соблазну сделать ставку на затягивание ситуации. Подождать, пока самым стойким протестующим надоест смотреть как другие водители работают, пока они отстаивают их права. Что можно сказать точно, что сегодня власть не пойдет на полную отмену системы «Платон», в лучшем, для дальнобойщиков, случае пойдет на незначительное снижение тарифа. А вероятнее всего ограничится снижением штрафов.

В столичном регионе сохраняются пока два лагеря протестующих в Химках и на Каширском шоссе. Хотя прошел ровно месяц с момента введение в действие «Платона», тем не менее, митингующие не расходятся, что может говорить о не только моральной, но и материальной поддержке протестующих со стороны значительного числа водителей. Дальнобойщики, как и власть, тоже заняли выжидательную позицию и не хотят идти на обострение: анонсированные ранее акции протеста с перекрытием движения они так и не провели.

Возможно, расчет властей на то, что проблема «рассосется» сама собой, оправдался бы в период экономического роста. В краткосрочной перспективе, похоже, этот план сработает и протесты полностью прекратятся. Но если спад экономики продолжится и водители грузовиков начнут терять работу и доходы, то платежи в систему «Платон» могут стать тем тлеющим раздражителем, который может привести к массовым и стихийным акциям дальнобойщиков.  Они могут снова возникнуть в любой момент, весной, летом или осенью. Очередную волну протеста может вызвать например запланированное на 1 марта повышение платы до 3,60 рублей за километр. Если перевозки станут убыточными, или у дальнобойщиков вообще не будет работы, то потери бюджета могут не ограничиться запланированными поступлениями от «Платона». Разорившийся перевозчик оставит без денег не только систему «Платон», но и не заплатит другие налоги и акцизы. 




    Реклама

    ZUMA/TASS

    Из жизни Евросоюза

    Локомотивы Европы поехали в разные стороны

    Французская экономика обгоняет немецкую благодаря своему бюджетному дефициту. Тем временем автономные от правительств центробанки этих стран выступают за создание единого минфина Европы - идея, которая вряд ли осуществима в ближайшее время

    AP/TASS

    Новый чемпион мировой экономики

    Титул наиболее быстро развивающейся большой экономики отныне принадлежит Индии. Индийская экономика обошла китайскую по темпам роста. Впрочем, так же, как в случае с Поднебесной, у некоторых экономистов существуют сомнения в точности статистических данных

    Арабский капитал встал на рейде

    Эмиратская компания DP World подписала соглашение с РФПИ о создании СП, которое инвестирует в российские порты до 2 млрд долларов. Успешная реализация этой сделки позволит прервать череду целой серии не слишком удачных вложений арабских инвесторов в нашу портовую инфраструктуру




    Реклама