Культура

Москва, 10 фев, среда


Малое в большом и большое в малом. Диалектика жизни Стива Джобса

«Expert Online» 02 дек 2015
Karl Mondon/LANDOV/Фото ИТАР-ТАСС/PHOTAS

Неординарная личность основателя Apple всегда приковывала внимание. Мало объяснимое соседство почти не сопоставимых явлений, качеств и действий — вот чем представляется на первый взгляд биография знаменитого визионера. Намечается первая и судьбоносная встреча с инвестором — он приходит босым и в драных джинсах. Apple продает миллионы устройств за сотни долларов штука — Джобс помнит старую обиду и посылает к черту Нила Янга.

Единство и борьба противоположностей — один из основных принципов  мироустройства. Гений Стива Джобса, как часть мироздания, этому принципу соответствовал в полной мере. Репортер Брент Шлендер в книге «Становление Стива Джобса» анализирует четверть века своего общения с человеком-легендой.

Каллиграфия и шрифты

Когда Джобс бросил колледж (а это произошло сразу после первого семестра), он имел право еще в течение полутора лет посещать факультативные занятия. Друзья удивились его выбору курса каллиграфии, а сам Стив был от нее просто в восторге.

Интуиция его не подвела. Сначала разрабатывается большое количество шрифтов на компьютерах Macintosh, затем Windows «слизывает» эти разработки — и что в результате? В итоге миллиарды пользователей имеют то разнообразие, отправной точкой к которому послужило мимолетное казалось бы увлечение юного Стива.

События в одну линию

Стив Джобс сказал, что все события жизни только потом, ретроспективно, складываются в единую линию. В режиме реального времени они обычно представляются набором случаев и поступков. История промежуточных на первый взгляд компаний Джобса  — NeXT и Pixar — очень ярко эти слова иллюстрирует.

NeXT

1985 год. Apple начинает набирать обороты, и тут совет директоров из-за разногласий выгоняет Джобса из собственного детища. Он создает компанию NeXT и переманивает пятерых сотрудников. При этом говорит репортеру Newsweek нетривиальную фразу о том, что эта пятерка чудаков в джинсах будет биться на рынке с двухмиллиардной компанией, у которой 4,5 тысячи сотрудников.

Конечно, Джобсу было очень непросто, и NeXT неоднократно вставала на грань исчезновения. Apple пришлось еще сложнее, спустя 12 лет ее было легче закрыть, чем оживить. Но в чистом результате остается следующее: Джобс снова возглавил Apple, а Apple купила NeXT. Можно было начинать шагать к собственному триумфу.

Pixar

В то же время Стив Джобс приобрел у Джорджа Лукаса компанию Pixar, занимающуюся спецэффектами для кинофильмов. Всего за 5 миллионов долларов. Это была настолько не очевидная ставка, что многие прямо называли затею авантюрой. Но Стив подкоркой чувствовал, что за технологиями трехмерных изображений — будущее компьютерной отрасли.

В итоге снова победы: сначала «Оскар» за анимационный шедевр «История игрушек», затем контракт с Disney, а скоро и легендарная и умопомрачительная сделка по продаже Pixar. Теперь ее оценили ...в $7,4 миллиарда.

24 оттенка красного

При постройке офисного центра Pixar, который считается шедевром архитектуры, на начальном этапе Стив несколько раз замедлял процесс. Он заставлял рабочих снова и снова разбирать кирпичную кладку. Дело в том, что для этого были специально изготовлены кирпичи разной степени обжига: всего 24 оттенка. То, что подрядчику казалось незначительным, для Джобса было очень важным: необходимо было выложить гармоничную цветовую гамму.

Огромные мелочи

Это оттачивание конечного продукта до последней мелочи — одна из характерных особенностей Стива Джобса. Известны ситуации, когда общество уже предвкушало очередную блестящую новинку от Apple, а проект все задерживался и задерживался. Наверное, мало бы кто поверил в то, что это Стив до сих пор спорит с коллегами о скругленных углах иконок на рабочем столе или о разъеме для клавиатуры.

Революция технологий

Такое упорное стремление к собственной цели — и в малом и в большом — характеризует Джобса как гениального лидера. Только такие люди способны совершать исторические прорывы в технологиях.

А прорыв Стива Джобса заключался  в следующем. Сверхкомпьютеры 20-летней давности стоили $10 000 000. В современном айфоне стоит эквивалентная «операционка», скорость и мегабайты памяти. Только теперь все это помещается в карман и доступно миллиардам людей на планете.

По книге Брента Шлендера «Становление Стива Джобса».




    Реклама

    Победа маркетинга над смыслом

    Сразу четыре кинофраншизы, вышедшие в этом году, попали в десятку самых кассовых фильмов в истории кино, собрав в общей сложности 6,5 млрд долларов. Во всех четырех случаях маркетинговые достижения затмили достижения художественные

    Литература

    Писатель на руинах империи

    Дмитрий Глуховский относится к тем редким писателям, которым удалось собственными силами добиться внимания массовой читательской аудитории. Оказавшись незваным гостем в кругу топовых авторов, он не изменил однажды избранной им стратегии, которая предусматривает в том числе расширение его персональной сферы интеллектуального влияния на весь мир




    Реклама