Экономика

Москва, 05 фев, пятница


Российские грузовики теряют меньше

«Expert Online» 28 янв 2016
Егор Алеев/ТАСС

На 42% упали продажи грузовых автомобилей в России по итогам 2015 года Как сообщает агентство «Автостат», всего в ушедшем году было продано 51,1 тыс. единиц грузовых машин (транспортных средств предназначенных для перевозки грузов, полной массой более 3,5 тонны), в то время, как в 2014 году в РФ реализовали 88 тыс. грузовиков.

Спад в продажах грузовиков оказался более существенным, чем в сегменте легковых автомобилей, где, напомним, падение составило 36%. Связано это в первую очередь с тем, что покупателями грузовых машин в подавляющем большинстве являются коммерческие структуры, которые в условиях нестабильной и непредсказуемой экономической ситуации замораживают свои инвестиции в том числе в обновление своих автопарков.

«Развитию рынка новых грузовиков препятствует экономический кризис. В области автоперевозок тарифы давно уже не растут, транспортные компании балансируют на грани выживания, -- констатирует Олег Коробкин, директор по операциям транспортно-логистической компании DPD: -- Покупают грузовые машины и обновляют свой автопарк, в основном, структуры, обслуживающие государственный заказ, муниципалитеты. Большинство же других компаний в отрасли заморозили все инвестиционные программы на этот год и отложили обновление парка».

Примечательно, что на фоне общего падения рынка грузовиков значимо, но все же не столь драматично смотрится снижение продаж у российских производителей. По прежнему с большим отрывом на рынке лидируют российские КАМАЗ и ГАЗ, которые в ушедшем году продали соответственно 17, 5 тыс. и 7 тыс. автомобилей (см. таблицу 1). При этом продажи у ведущих российских компаний упали меньше среднерыночных показателей (у КАМАЗа на 33%, у ГАЗа – на 24%). В то время, как у таких иностранных компаний, например, таких, как MAN и Scania продажи провалились более ощутимо – соответственно на 59% и 55%.

Падение меньше рынка позволяет российским производителям увеличивать свою долю. По итогам 2015 г. КАМАЗ и ГАЗ в совокупности

сумели занять почти половину всего рынка (48%), в то время, как в 2014 г. этим двум компаниями принадлежала заметно меньшая доля – около 40%. «На продажи в сегменте коммерческих автомобилей сейчас серьезно влияют курсовые изменения рубля и последующий рост цен. В отличии от импортеров российские производители имеют возможность держать более привлекательные цены», -- объясняет главную причину роста доли продажи российских производителей грузовиков Александр Дьяконов, представитель транспортно-логистической компании FM Logistic.

Однако, не только благодаря более умеренным ценам упрочивают свои позиции на рынке российские производители грузовиков. В канун кризиса им удалось отчасти обновить свой модельный ряд и предложить потребителям новые интересные машины. Например, КАМАЗ успешно сейчас продвигает на рынке свой новый магистральный тягач КАМАЗ 5490, предназначенный в первую очередь для дальних перевозок. Ранее в этом типе грузовых машин господствовали иностранные бренды. Сейчас же автопроизводителю из Нижнекамска удается откусывать значимую часть пирога продаж в этом сегменте: по итогам прошлого года КАМАЗ 5490 занял седьмое место в списке самых продаваемых грузовиков в России (см. таблицу 2), всего было реализовано почти 900 машин с приростом продаж в 180%.

Во многом успех новой модели связан с тем, что она создана КАМАЗом при участии своего партнера – немецкой Daimler (владеет 15% акций КАМАЗа). «Ни для кого не секрет, что для сборки «КАМАЗ 5490» активно используются импортные качественные комплектующие, в частности, двигатель и коробка передач от компании Daimler, то есть марки Mercedes, -- говорит Дмитрий Иевлев, руководитель транспортного парка логистической компании «ПЭК». -- Даже обслуживание новый «КАМАЗ 5490» может проходить на сервисных станциях Mercedes. Кроме того для нового КАМАЗа установлен немаленький межсервисный интервал - на уровне ведущих производителей. И при этом данная машина имеет заметное преимущество в плане цены. Логично, что сейчас для ряда компаний этот фактор может быть решающим при обновлении автопарка – вложения минимальны, а машина уже в работе. Хотя при рассмотрении вопроса о снижении затрат на топливо и эксплуатацию все же привлекательнее смотрятся автомобили иностранного производства». 

Неплохие показатели продаж достиг в ушедшем году и ГАЗ со своей новой моделью среднетоннажного грузовика «ГАЗон Next». По итогам прошлого года эта машина заняла третью строчку в списке самых популярных грузовиков в России с показателем более 3 тыс. проданных машин и приростом более полутора тысяч процентов (см. таблицу 2).

«Столь высокий рост продаж у «ГАЗон Next» обусловлен тем, что данная модель является достаточно новой на рынке, -- говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании "ТрансФин-М". – Эта машина имеет сейчас интересное ценовое предложение. Ну а целом, рост продаж российских производителей обусловлен существенным ослаблением российской валюты, что, естественно, более негативно сказалось на импортной технике, чем на состоящей из отдельных импортных компонентов отечественной». 

Что касается прогнозов развития российского рынка грузовиков, то он, по мнению его участников не выглядит обнадеживающим. «Весьма вероятно, что с 1 марта 2016 года тарифы на автоперевозки вырастут минимум на 8-10%, что связано с увеличением платы по системе «Платон» с 1,53 до 3,06 руб. за 1 км проезда по федеральным трассам. В этой связи обновление корпоративных парков, на мой взгляд, в 2016 году будет у большинства игроков рынка заморожено или сокращено до минимума», -- указывает Тимур Ратников, директор департамента транспортной логистики компании «Молком».

Впрочем, вероятно увеличение платы за проезд большегрузных машин, а также дальнейшие ограничения по въезду грузовых машин в центральные районы крупных российских городов.  может повлечь за собой трансформацию спроса: внимание потребителей в большей степени будет переключаться на приобретение средних и малых грузовиков.

Таблица 1. Первая десятка марок грузовых автомобилей в России по итогам 2015 г.

данные «Автостат» 01.jpg
данные «Автостат»

Таблица 2. Первая десятка моделей грузовых автомобилей в России по итогам 2015 г.

данные «Автостат» 02.jpg
данные «Автостат»




    Реклама

    Неестественная монополия

    В дополнение к целому ряду естественных монополий в России может появиться государственная монополия на спирт

    Монстры противогололедного рынка

    Вот уже год основатель компании, производящей высокотехнологичные противогололедные смеси, находится в следственном изоляторе. Обвинение постоянно меняет свое содержание, и, скорее всего, это дело постигнет судьба 85% уголовных дел по экономическим составам

    Не продано!

    На рынке недвижимости настало время перепроизводства. Количество непроданных квартир в новых домах растет. В Новосибирске, например, оно, по оценкам, составляет 20%. Каковы внутренние причины кризиса и есть ли те, кто выйдет из него победителем?




    Реклама