Москва, 08 фев, понедельник

«Москву могут спасти только сильные решения»

Общество / Градостроительство «Прокладка второго контура автомобильных дорог, строительство Центрального железнодорожного вокзала в Сити, создание системы региональных электричек-экспрессов типа парижской RER — реализация именно таких революционных проектов позволит решить транспортный вопрос Москвы», — считает урбанист Илья Заливухин.
  1. Последнее дело
    Представьте, что вы потеряли работу, однако у вас есть небольшая, но качественная коллекция ювелирных украшений, доставшаяся вам по наследству от пра- или прапрадедушки — знатного дореволюционного ювелира
  2. Не говорите «приватизация» — говорите «распродажа»
    Приватизация для пополнения бюджета в текущих условиях невыгодна. Простые расчеты показывают: гораздо выгоднее пополнять бюджет с помощью выпуска ОФЗ. Продажа госсобственности должна осуществляться только по приемлемым ценам и широким слоям инвесторов


Полная версия материала доступна только подписчикам

Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
Вы можете ознакомиться с вариантами подписки ниже
Прочитать за 30

Вы можете прочитать эту статью всего за 30 рублей

Прочитать статью из журнала без регистрации*, с возможностью оплаты любым удобным способом
Весь номер за 55

Или получить доступ ко всем статьям этого номера

Необходима регистрация
«Эксперт» № 5
Выпуск журнала «Эксперт» Получить доступ ко всем статьям этого номера
Получить доступ за 55
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

Только в 2015–2017 годах на решение транспортного вопроса в Москве должна быть потрачена фантастическая сумма в 787 миллиардов рублей. Однако большинство проектов следуют в духе инерционного развития столицы. В значительной степени город продолжает развиваться по-старому, во многом реализуя наработанные еще в лужковские времена проекты. Изменились лишь размеры финансирования: денег тратится очень много.

Сами проекты удивляют масштабами, но отнюдь не идеями. Существующие улицы расширяют, на них возводят эстакады, к нынешним линиям метро «приделывают» новые станции и так далее. Но главное — многомиллиардные инвестиции не могут обеспечить кардинальное улучшение транспортной ситуации. И совершенно нет ощущения, что положение изменится после инвестирования новых денег. Возникает вопрос: а тем ли путем мы идем? Почему нет идей и проектов, которые способны радикально изменить ситуацию?

И уже забылось, что четыре года назад в Москве проходил большой международный конкурс на концепцию развития Московской агломерации в целом. Идей тогда было сгенерировано множество: новый Центральный вокзал, новые хайвеи на территориях железных дорог, новые виды транспорта — скоростной автобус (BRT) и скоростной трамвай (LRT). Чиновники сначала быстро увлеклись новыми идеями, но так же быстро и остыли к ним.

Заметим, что вопросы транспортной стратегии редко являются в России предметом общественной дискуссии: это поле профессионалов. Реализуемые сегодня мегапроекты почти не обсуждали: «нечего дискутировать, надо быстрее строить». О них мало говорят и сейчас: «теперь уже нечего обсуждать, все решения приняты». В результате логика решений часто остается совершенно непонятной. Зачем вместо строительства новой линии метро в Новую Москву туда нужно продлевать Сокольническую ветку, фактически убивая ее? Для чего строить на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга сразу два дублера кольцевой линии метро: Малое кольцо Московской железной дороги (МКМЖД) и третий пересадочный контур метро? Таких вопросов десятки. Цена многих из них — десятки миллиардов рублей.

В чем ошибки текущей транспортной стратегии Москвы? Какие новые проекты нужно реализовать в столице, чтобы кардинально изменить ситуацию? Нужен ли Москве новый Центральный железнодорожный вокзал? Можно ли в существующем городе построить систему хайвеев, чтобы Москва поехала? Об этом мы поговорили с урбанистом и архитектором, главой бюро «Яузапроект» Ильей Заливухиным.

— Вы с настойчивостью библейского пророка постоянно говорите о строительстве нового контура скоростных дорог в Москве и недопустимости превращения существующих улиц в хайвеи. Поясните эту идею для широкой публики.

— Главная идея такова: транспортная ситуация в Москве настолько плоха, что спасти город способны только сильные решения. Одно из них — строительство новой сети скоростных магистралей в зоне между Третьим транспортным кольцом и МКАДом. Новые хайвеи могут быть проложены в большинстве случаев по землям РЖД — рядом с существующими железнодорожными пу



Касперский на смену Калашникову

За последние шесть лет экспорт российского программного обеспечения вырос почти втрое и достиг 7 млрд долларов. На увеличение зарубежных поставок ИТ-продуктов из РФ влияет сокращение внутреннего российского ИТ-рынка, а также девальвация рубля. «Если раньше из российских экспортных продуктов все знали Калашникова, то теперь все знают Касперского», — в таких формулировках участники российского ИТ-рынка говорят о развитии экспорта программного обеспечения (ПО) из РФ, которое идет хорошими темпами

«Москву могут спасти только сильные решения»

«Прокладка второго контура автомобильных дорог, строительство Центрального железнодорожного вокзала в Сити, создание системы региональных электричек-экспрессов типа парижской RER — реализация именно таких революционных проектов позволит решить транспортный вопрос Москвы», — считает урбанист Илья Заливухин.