Приобрести месячную подписку всего за 290 рублей
Экономика

Пекари без зерна не останутся

2017
ТАСС

Решение правительства ввести нулевую ставку тарифа на вывоз зерна по железной дороге на экспорт для семи регионов Урала, Сибири и Поволжья насторожило губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. В своем письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу он заявил, что интенсивный экспорт зерна повлек за собой замедление поставок на крупнейшие мукомольные предприятия региона из-за недостатка вагонов. Как передал «Коммерсант» со ссылкой на копию письма вице-премьеру, в нем Полтавченко утверждает, что дефицит подвижного состава создает «риски срыва сроков поставок, роста себестоимости зерна и остановки производства», а все это «критически скажется на снабжении городских мукомольных производств и может привести к дефициту хлебопекарной продукции и росту цен». Для пережившего блокаду города само словосочетание «дефицит хлеба» звучит особенно драматически и не могло не вызвать резонанс.

Между тем сами питерские мукомолы, похоже, удивлены такому ажиотажу: «Официально заявляю, что никакого дефицита зерна не ожидается, в Ленинградской области достаточно госрезерва, — заверил “Эксперт” президент Российского союза мукомольных предприятий Аркадий Гуревич. — У крупнейших комбинатов региона — Петербургского мельничного комбината (ПМК) и Ленинградского комбината хлебопродуктов им. С. М. Кирова (ЛКХП), а также у ГУП “Продовольственный фонд” — вполне хватает и собственных запасов. Другое дело, что поставки в октябре шли и в самом деле медленнее, чем в том же месяце в прошлом сезоне, но уже в ноябре восстановится обычный режим. Просто некоторые мукомолы торопятся закупить как можно больше архидешевого зерна, но дефицита не будет, поскольку его в стране столько, что некуда девать». С ним отчасти согласен и президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, который считает, что экспортные вагоны с зерном обрабатывают слишком медленно: «Документы очень долго оформляют, вагоны простаивают ночами и в выходные, поэтому можно приветствовать предложение Минтранса перевести Россельхознадзор на круглосуточный режим работы», — говорит Злочевский.

Как уверяют сами операторы подвижного состава, проблема возникла потому, что рынки зерна и вагонного парка развивались асимметрично. Если сборы зерновых ежегодно растут на 15% и более (120 млн тонн собрали в прошлом году, а в этом ожидают свыше 130 млн), то вагонный парк последние три года активно сокращался из-за указания правительства активно списывать устаревшие вагоны. Списали их 112 тыс. только в прошлом году, так что на сети осталось 418 тыс. Ожидается, что в последующие годы спишут около 30–40 тыс. вагонов — примерно столько же ежегодно поставляют на рынок нового подвижного состава вагоностроительные компании. При этом с зерновозами и в самом деле ситуация непростая: пришлось списать около 3,3 тыс. — почти десятую часть парка. «В целом владельцы зерновозов справляются с объемом грузов на уровне прошлого года, с дополнительным урожаем возникают местами проблемы, и такая ситуация продлится года три-четыре, в том числе из-за запрета на продление срока службы ряда вагонов, которые и далее будут списывать, — пояснил “Эксперту” заместитель председателя НП операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин. — В то же время мало кто готов закупать новый парк, поскольку новый вагон стоит очень дорого, а правительство субсидирует сейчас приобретение в лизинг в основном универсальных вагонов».

В свою очередь мукомолы предлагают правительству другой вариант выравнивания обеспеченности сырьем разных регионов: «В настоящее время крупнейшие мукомольные предприятия имеют наполовину пустующие мощности по хранению, в то время как у зерновиков они переполнены, — говорит Аркадий Гуревич. — В то же время у мукомолов не хватает денег на пополнение запасов, поскольку сейчас предприятиям отрасли повсеместно отказывают в предоставлении льготных кредитов на пополнение как оборотных средств, так и инвестиционных, хотя они имеют право на них. Мы считаем, что выделение всего миллиарда рублей на кредиты позволит в следующем сезоне снять на рынке напряжение с вывозом зерна». 

«Эксперт» №44 (1050)



    Реклама



    Реклама