Жертва торговой войны

Международный бизнес / АВИАСТРОЕНИЕ Канадский холдинг Bombardier вынужден отдать свой главный авиастроительный актив европейскому концерну Airbus. Это позволит наладить сборку самолетов на территории США и не платить запретительные таможенные пошлины, которые американцы грозятся ввести уже в следующем году
ZUMA/ТАСС

Торговая война между США и Канадой, развязанная администрацией Дональда Трампа с подачи корпорации Boeing, принесла весьма неожиданный результат. Главный исполнительный директор Airbus Томас Эндерс и президент Bombardier Ален Белльмар подписали в Монреале историческое соглашение, согласно которому европейский производитель получит контрольный пакет акций в канадской компании CSeries Aircraft Limited Partnership (CSALP). Это предприятие — главный авиастроительный актив Bombardier, оно занимается разработкой и производством сразу двух только что вышедших на рынок моделей магистральных пассажирских самолетов CS100 и CS300, рассчитанных на 120 и 140 мест соответственно. Заметим, что сам Airbus такие авиалайнеры уже не выпускает. Его самые компактные модели в этом сегменте — А318 и А319 — фактически были сняты с производства еще пять лет назад в результате смещения спроса в сторону новых, более вместительных и более экономичных машин. А создавать новые самолеты им на замену европейцы не решились, главным образом из-за резко снизившейся маржи и небывало жесткой конкуренции на этом рынке. И вот теперь Airbus возвращается в некогда покинутую нишу, причем на крайне выгодных для себя условиях. Уже известно, что сделка с Bombardier не предполагает каких-либо денежных выплат. То есть европейцы станут владельцами 50,01% акций CSALP бесплатно. Еще около 31% акций этого предприятия останется у Bombardier, а 19% — у правительства провинции Квебек. Правда, взамен Airbus предоставит совместной компании свою производственную площадку в городе Мобил в штате Алабама, на которой два года назад начался выпуск самолетов семейства А320. Именно на этом заводе через два года должна быть запущена в эксплуатацию вторая линия финальной сборки, только на сей раз это будут новые канадские самолеты. Это едва ли не самое главное условие всей сделки Airbus с Bombardier. И понятно почему. Благодаря новому производству в Алабаме все собранные там самолеты Bombardier будут считаться американскими. А значит, канадская компания сможет избежать уплаты астрономических таможенных пошлин, которые власти США грозятся ввести на продукцию Bombardier уже в следующем году. Правда, Томас Эндерс на прямой вопрос журналистов об истинных причинах партнерства с канадцами предпочел отшутиться, заявив, что просто «так встали звезды». «Безусловно, это взаимовыгодная сделка, так как самолеты CSeries хорошо дополняют наш модельный ряд и позволят нам наилучшим образом удовлетворить растущий спрос на технику в этом классе. Более того, наше партнерство позволит создать новые рабочие места в США», — заявил глава Airbus. Эту же мысль активно поддержал и Ален Белльмар. По словам президента Bombardier, Airbus — идеальный партнер не только для его компании, но и для провинции Квебек и всей Канады в целом. «Наш альянс не только приумножит значимость программы CSeries, но и поможет раскрыть весь ее потенциал», — сообщил Белльмар. Однако все это не более чем красивые слова. На самом деле, приобретая контроль в ново