Интервью

Москва, 08 фев, понедельник


Некомпетентность сносит идеалы столетий

05 окт 2015
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Илья Кузнецов: «Я верю в русский балет. Туда не надо ничего вносить. Надо творить новое, но при этом беречь старое»

Заслуженный артист России Илья  Кузнецов  открыл  в Санкт-Петербурге Детскую школу  балета  Ильи  Кузнецова.  Двадцать  лет  Илья являлся ведущим солистом

Мариинского  театра,  в  его репертуаре  насчитывается  более  100

ролей – от злодеев до принцев, дуэтные партии и драматические роли в спектаклях. В прошлом году в возрасте 38 лет Илья Кузнецов завершил карьеру с целью

создания образовательных институтов, обучающих  детей  азам  классического

балета.

– Илья, у вас 20-летний стаж ведущего солиста Мариинского театра. Расскажите, как вы приняли решение перейти из творчества в бизнес?

– Коммерческая жилка проявилась у меня в детстве. Мои родители – артисты

балета – с самого детства брали меня с собой на гастроли. Пока они давали спектакли, я зарабатывал свои первые деньги – подрабатывал на рынках. Когда я подрос,

мы с родителями переехали в Петербург, и я уже должен был прокормить и себя,

и их. И тогда я стал продавать молоко из гуманитарной помощи, мороженое и при

этом хорошо зарабатывал. За ночь получал 50 долларов и даже мог позволить себе

купить бордовый костюм, который тогда был в моде. Позже десять лет обучался в

школе при Мариинском театре, а после 20 лет служил в театре, поэтому о бизнесе совершенно не думал, посвятил себя высокому искусству.

Каждый раз, когда я встречался с друзьями, они говорили мне: «Займись своим

делом, которое ты знаешь, тогда у тебя получится построить бизнес». И таким

образом месяц за месяцем, год за годом формировалось мышление, что я смогу

создать свою школу, в которой буду обучать детишек классическому балету.

Это  сподвигло  меня  озвучить  свою мечту в семейном кругу. У моей супруги

Ирины был подобный опыт, она закончила  институт  Лесгафта  и  уже  к  тому

времени снимала студии, тренировала девочек. Мы поняли, что эта ниша была

на тот момента свободна. Дело в том, что в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой или другие заведения дети приходят из гимнастики, из спорта, но только не из классического балета. Поэтому я понял, что могу готовить детей, обучать

их с четырехлетнего возраста, чтобы они поступали в специализированные высшие  учебные  заведения  и  занимались балетом. Так и открыли школу. Это стало

нашим семейным бизнесом. В моем деле главное было – начать. Для себя я сделал

вывод: если пришла идея – немедленно ее нужно воплощать в жизнь, не ждать лучшего момента или особых привилегий.

– Илья, вы первопроходец в этой области. Многие выдающиеся артисты, уйдя из балета, так и не смогли реализовать эту идею, хотя у многих были подобные задумки.

– В России мы действительно первые. Изначально мы открывали классы по всему городу. Сейчас расширяемся и планируем открытие школ в Москве и других

городах России. У нас работают высококвалифицированные  преподаватели  из

Мариинского и Михайловского театров. Мы стали работодателями. Даем возможность артистам, которые рано заканчивают карьеру и уезжают в Америку, Европу,

Японию, где их труд высоко оценивается, остаться в Петербурге. Сейчас я получаю

лицензию  дошкольного  и  школьного образования. Моя методика работает. Я

вижу, что мы правильно выбрали путь и подняли достойный уровень. Хотя это

другой труд, его не сравнить с выступлениями. Нужно быть юристом, бухгалтером и еще внедрять свое видение. Думать о рекламе, где деньги взять.

Я думал, закончу карьеру лет в 60, у меня были такие роли, как Гирей, я бы мог

играть и играть до старости, там не надо прыгать. Но я осознанно ушел из профессионального балета, почувствовал, что здесь я нужен.

– Какая у вас главная задача в рамках деятельности школы?

–  Первый шаг – это школы. Следующий шаг – детский театр, ведь «мы в ответе за тех, кого приручили». В нем мы могли бы показывать различные спектакли. Сейчас готовим детский проект, похожий на «Сезоны Дягилева», который вместит  в  себя  различные  сказки  для детей: русские, грузинские, казахские. Хотим прийти к культуре нашей сказки – отразить самобытность страны и привнести что-то новое, увидеть нашу культуру с другой стороны. А потом нужно организовать и взрослый театр. Я уже десять лет вынашиваю своего Дориана Грея.

– Илья, ваша идея очень затратная, у вас есть инвесторы, которые помогают?

– Да, есть. Но хотелось, чтобы инвесторов было больше. Наша финансовая

часть полностью прозрачна. Хочу реализовывать те вещи, которые еще никто не делал. Например, недавно мы с детьми поставили спектакль «Маша и Щелкунчик». Спонсор выделил 8 млн рублей и при этом захотел остаться в тени. Мы сделали шикарный балет. Костюмы придумала Татьяна Парфенова, постановка Петра Базарона. Дети вышли на премьеру в Александринском театре, в БКЗ, в ДК им. Горького. Для них это событие.

Мы  бесплатно  пригласили  1,5  тыс. детей из детдомов. Сейчас мы готовим

новые спектакли, в каждом из них есть душа.

– Илья, русский балет всегда славился на весь мир своей техникой и подачей, каков статус русского балета сейчас?

– Мы сильны в балете. Но можем сами убить все, чем славится русский балет, и я

это наблюдаю. Почему я закончил карьеру? Потому что вижу, что делают некомпетентные люди в сфере культуры, которые имеют деньги или власть. Они внедряются и сносят идеалы, которые творились столетиями. Хотя туда не надо ничего вносить.

Надо творить новое, но при этом не трогать старое, а беречь. Иметь «Эрмитаж» и

экспериментальные театры. Я долго работал в Стокгольме и видел,

как  молодым  ребятам  давали  возможность делать новые постановки. Конечно,

не все удачные, но из них 20% гениальны. Благодаря этому Стокгольм достиг таких

высот, сейчас целая плеяда современных балетмейстеров из Стокгольма. Нам нужно перенять подобный опыт. Нужно взращивать новое поколение. .

– Илья, вы всю жизнь прослужили в Мариинском театре. Помимо света софитов и славы, вы знаете закулисную жизнь. Своих детей отдадите в балет?

– Я прошел огонь, воду и медные трубы. По молодости был сорвиголова. Мне

было на многое наплевать. Доказывать всем, что ты лучший – это тяжело. Никто

не брался за работу, которую я делал, она и актерская, и дуэтная. Если брать в качестве примера пианино, то я владел всеми октавами. В моем репертуаре более ста

ролей. Мой старший сын не хочет заниматься балетом, хотя очень подходит под

этот типаж. Но с четырех лет говорит, что хочет быть инженером. Я не настаиваю.

– Была роль, которую вы играли с особой любовью?

– Я к каждой роли трепетно относился. Всегда сам делал себе грим. Я танцевал и злодеев, и принцев. Тибальт у меня был рыжий. Многие со мной спорили. Я

говорил: «Почитайте у Шекспира, он у него ярко-огненный». Собирал образы.

Очень дорога роль в спектакле «Манон». Мне не верили, что я буду танцевать, английские критики удивлялись, как  будет  русский  Ванька  танцевать

возвышенный спектакль. Мы с Дианой Вишнёвой два месяца не выходили из зала,  репетировали.  Диана  во  время работы сжирает и партнера, и себя, поэтому и добилась такой высоты. Но мы все сделали на самом высоком уровне.

Спектакль имел колоссальный успех.

–  Смотрите  ли  вы  современные  постановки  и  что  можете отметить?

– Посетил спектакль Юрия Смекалова «Фрида». Очень понравился. Он

сделал свой балет, в котором участвовала наша ученица. В спектакле было все

самобытно, специально была написана музыка.  Мои  примеры  подражания  в

искусстве – это Дягилев, Григорович, которые открывали новых композиторов,  художников  и  создавали  новое. Нужно терпение. За один день ничего

не построить.

– Илья, дайте, пожалуйста, совет читателям, как держать осанку в повседневной жизни?

–  Поначалу  тяжело.  Но  главное  –  нужно постоянно об этом думать. Мне,

конечно, легче сидеть вразвалку. Хотя раньше я даже в самолете сидел, как

струна.

Совет: чем бы ты ни занимался, все надо пропускать через голову и душу,

чтобы в голове образовалась мысль и укрепилась в душе. Поначалу тяжело,

потом входит в привычку. То же самое и с осанкой.

Биография

Илья Кузнецов – заслуженный артист России, народный артист Республики Северная Осетия-Алания. Родился в городе Самаре (Куйбышев) в 1976 году. Окончил Академию русского балета им. А.Я. Вагановой (класс Владилена Семенова) в 1995 году. Солировал в труппе Мариинского театра. В репертуаре:  «Жизель» (граф Альберт, Ганс), «Корсар» (Конрад), «Баядерка» (Раб), «Спящая красавица» (принц Шарман, фея Карабос), «Лебединое озеро» (принц Зигфрид, Ротбарт) и другие.

Лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2000-2001) в номинации «Лучшая балетная роль» за партию в балете «Звуки пустых страниц» и роль Хулигана в балете «Барышня и хулиган».

Танцевал приглашенным солистом в театрах Швеции, Франции, Англии, США, Германии, Японии, Китая, Югославии, Украины, Финляндии, Италии, Испании и многих других.

Генеральный директор ООО «Детская школа балета Ильи Кузнецова», член Международной танцевальной ассоциации UNESCO, президент Благотворительного фонда «Пропаганда и Возрождение Русского Искусства».

«Эксперт Северо-Запад» №41-42 (716)



    Реклама

    «Москву могут спасти только сильные решения»

    «Прокладка второго контура автомобильных дорог, строительство Центрального железнодорожного вокзала в Сити, создание системы региональных электричек-экспрессов типа парижской RER — реализация именно таких революционных проектов позволит решить транспортный вопрос Москвы», — считает урбанист Илья Заливухин.

    Урок одного поколения

    Выставка «Моя история. 1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе» воссоединила разорванную историческую ткань XX века с помощью идеи национального интереса




    Реклама