Интервью

Москва, 08 фев, понедельник


Слава – цирку!

09 ноя 2015

Пора превратить цирковое производство в настоящий цирко-бизнес, способный быть очень успешным и прибыльным. Надо только понять и грамотно выстроить этот механизм

Как превратить искусство клоунады в коммерчески выгодный проект, о проблемах цирко-бизнеса, о церемонии открытия обновленного здания цирка Чинизелли и о работе на IV Санкт-Петербургском международном культурном форуме мы поговорили с художественным руководителем цирка Славой Полуниным.

 – Вы уже не в первый раз принимаете участие в Культурном форуме, и, как я понимаю, для вас это событие принципиально важное…

 – Да, в этом году я буду в третий раз принимать в нем участие. Огромное спасибо тем, кто сделал это возможным. Это действительно важно, потому что форум помогает нам встречаться с коллегами из разных стран, обсуждать с ними самые насущные проблемы искусства, которыми мы занимаемся; принимать совместные решения, которыми мы все будем руководствоваться в нашей дальнейшей работе.  Что хочу сказать: к нам приезжают лучшие перформеры, режиссеры и актеры цирка, знаменитые на весь мир люди: Даниэле Финци-Паска, Андрей Бартенев, Олег Попов, – которые делятся с нами и посетителями форума своим опытом. Мы больше узнаем о возможностях циркового искусства, а они на самом деле безграничны. Это не только классические развлечения на арене. Это и театрализованные шоу, где слиты воедино цирковые, собственно театральные, перформативные формы, и настоящая психологически трудная деятельность: работа с социально трудными детьми, работа с онкобольными.  Форум – это место, где молодежь, только начинающая свой путь в искусстве, может встретиться с корифеями и мастерами; где художники, чье творчество стало уже легендой, готовы ответить на самые наболевшие вопросы, порассуждать о перспективах развития искусства, помочь конкретным советом.

Живое общение, непосредственные контакты, совместные обсуждения и рассуждения о том, куда движется наше искусство, – все это имеет огромное значение для каждого из нас. Без этого трудно развиваться и двигаться вперед. Очень важно, чтобы форум оставался живым, информационно насыщенным, а не превратился в ВДНХ (по меткому выражению Льва Додина), в бряцанье медалями. Я очень надеюсь, что нам удастся избежать этой опасности и, как прежде, интересно, творчески и плодотворно прожить эти три дня. Это прекрасная возможность вновь и вновь принимать участие в этом замечательном событии!

 – Одной из секций нынешнего Культурного форума, как и в прошлые годы, станет «Цирк и уличный театр» – это ваш сектор. Как в этом году он будет работать?

 – Руководим секцией я и генеральный директор Росгосцирка Вадим Гаглоев. Наша работа пройдет по трем направлениям, в трех подсекциях. Первая из них называется «Новый цирк и уличный театр». Эта подсекция в предшествующие годы рассматривала общие вопросы развития «нового цирка», становления режиссуры цирка и уличного театра. На сей раз речь пойдет об искусстве клоунады, которое в последние десятилетия значительно более интересно развивалось на театральных подмостках и городских площадях, нежели на цирковых манежах.  Настало время вернуть хороших клоунов в цирк. Как это сделать, как воспитать новое поколение клоунов, как сделать так, чтобы искусство клоунады вновь стало предметом гордости отечественного цирка, – эти вопросы будут обсуждаться в рамках работы подсекции. В Петербург приедут легенды мировой клоунады: Лео Басси, Джанго Эдвардс, Дэвид Шайнер,а также знаменитые клоунессы Гарди Хюттер и Лора Херц.  Вторая подсекция, которая также традиционно работает в рамках форума, называется «Социоцирк». В рамках нее мы открыто говорим о поддержке профессиональным цирком направлений, связанных с решением социальных проблем: «Доктор-клоун» – клоуны, работающие в больницах и облегчающие страдания маленьких и взрослых пациентов; детские цирковые студии, в которых воспитываются потенциальные артисты цирка, ведь воспитать акробата или гимнаста можно, лишь начав тренировки с раннего детства, – это темы, о которых шла речь на предыдущих форумах. На этот раз мы поговорим о том, как цирковое искусство может помочь пожилым людям, вдохновить их на полноценную творческую жизнь. «Бабушка, а не хотели бы вы поработать в цирке?» – так называется одна из организаций, работающих с пожилыми людьми во Франции. Название как нельзя лучше отражает суть наших будущих дискуссий.

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – первый каменный стационарный цирк России – был открыт 26 декабря 1877 года. Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, наездник и дрессировщик лошадей Гаэтано Чинизелли 075.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – первый каменный стационарный цирк России – был открыт 26 декабря 1877 года. Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, наездник и дрессировщик лошадей Гаэтано Чинизелли
Фото: Архив «Эксперт С-З»

Также впервые в этом году создана подсекция «Индустрия цирка». Ее работа будет посвящена вопросам оптимизации менеджмента в деятельности сегодняшних цирков, возможности привлечения инвестиций, превращения циркового производства в настоящий цирко-бизнес, способный быть очень успешным и прибыльным. Надо только понять и грамотно выстроить этот механизм.

– Довольно внушительный объем работ получается…

– Вовсе нет, будет интересно: сообщения будут сменяться дискуссиями, мастер-классы – рабочими демонстрациями, а они настоящими представлениями, главным из которых станет праздник открытия Цирка на Фонтанке после капитального ремонта.

– Вот про открытие цирка хотелось бы подробнее… Я знаю, что в ходе реализации проекта капитального ремонта и реставрации цирка были восстановлены многие утраченные элементы и конструкции. Вы вернули шпиль, установили круглые окна, оборудованные системой дистанционного открывания и закрывания. Это все удовольствия дорогостоящие. Кто выступил в качестве источника финансирования и во сколько обошлось обновление здания?

– Здесь все просто. Деньги на ремонт выделило Министерство культуры РФ. Ремонт здания обошелся в 771 млн рублей, ремонт купола – в 59 млн. Плюс несколько лет кропотливой работы.

– Хорошо, что все завершилось, и завершилось благополучно. Сейчас время приятностей, и, насколько я знаю, открытий будет не одно, а два?

– Да, мы решили сделать официальное и неофициальное открытие, продлив праздник. Для участников форума и его гостей 15 декабря будет дано «Особое парадное представление в цирке Чинизелли», которое представит зрителям самые яркие номера разных цирковых жанров в исполнении артистов государственной компании Росгосцирк.

Публика же сможет прийти в обновленный цирк в любой день, начиная с 18 декабря. 18 и 19 декабря состоятся премьерные показы представления «Бал у Чинизелли, или 1001 Золушка», а далее до 10 января спектакли будут идти по несколько раз в день, так что все желающие смогут их посетить. Зрители попадут на бал, где встретят не только замечательных артистов, но и коронованных особ, фей, крылатых Пегасов из Королевского цирка Гии Эрадзе, Принца заморского, в роли которого выступит знаменитый французский клоун Жюльен Коттеро, прелестную Золушку (Алиса Олейник) и даже самого создателя петербургского цирка Гаэтано Чинизелли, роль которого будут исполнять Вениамин Смехов и Юрий Лысенко.

– Почему именно «Золушку» вы выбрали в качестве центрального события?

– Сказка о Золушке была самым знаменитым спектаклем цирка Чинизелли, поэтому и мы в год 200-летия основателя нашего цирка не можем нарушить традицию и вновь обращаемся к легендарному сюжету. И любая из зрительниц сможет почувствовать себя героиней сказки, если придет на представление в костюме Золушки, в платье, подаренном феей. А уж приключения ей будут обеспечены…

Санкт-Петербург

Биография

Слава Полунин, всемирно известный клоун, родился в 1950 году в небольшом городе Новосиль в Орловской области. После окончания школы переехал в Ленинград, где и начал свои занятия пантомимой. В 1968 году он создает сначала студию, а затем и театр «Лицедеи», который очень скоро станет знаменит на всю страну, а позже и на весь мир. Это был первый театр клоунов, прорыв, благодаря которому искусство клоунады вышло за рамки циркового манежа. В период своей работы, вплоть до 1991 года, когда Полунин закрыл театр, «Лицедеи» работали и под эгидой «Ленконцерта», и в структуре объединения «Цирк на сцене», но оченьскоросталиполностьюнезависимы,оказавшисьпервымсамоокупаемымтеатром в стране. В 1991-1993 годах Полунин создает в Москве и Ленинграде культурный центр «Академия дураков», который начинает работу по возрождению карнавальных традиций в России, проводит крупные фестивали и праздники. С 1993 по 1995 годы Слава Полунин работает в Цирке дю Солей, где не только сам участвует в представлениях как артист, но и создает персонажи и номера клоунады в программе «Алегрия». Все последующие годы Цирк дю Солей постоянно приглашал и приглашает учеников Полунина в качестве клоунов в свои программы. С 1996 года Полунин гастролирует по всему миру со своим теперь уже знаменитым спектаклем «Снежное шоу», ставшим, по мнению прессы, «театральной классикой». Полунин ставит спектакли, работает в области уличного театра, осуществляет целый ряд проектов международного уровня. Это и фестиваль уличных театров «Караван мира», прошедший через всю Европу, и программа «Площадные театры мира» в рамках III Все- мирнойтеатральнойолимпиадывМоскве,ипроект«Белыйкарнавал»,представленный в Москве и Санкт-Петербурге как единое представление, созданное артистами из разных стран в сотворчестве со зрителями. За заслуги в развитии искусства клоунады и уличного театра Слава Полунин удостоен множества престижных наград в разных странах мира: он лауреат премии Лоуренса Оливье и независимой российской премии «Триумф», народный артист России, кавалер ордена Дружбы Российской Федерации и Шевалье искусств Республики Франция. Но более всего он ценит три своих титула: Президент Академии дураков, Посланник Г.Х. Андерсена в России и Король Санкт-Петербургского карнавала.

«Эксперт Северо-Запад» №46-47 (719)



    Реклама

    Урок одного поколения

    Выставка «Моя история. 1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе» воссоединила разорванную историческую ткань XX века с помощью идеи национального интереса

    ЛОМы прямой демократии

    Реальная оппозиция в современной России заложена в президентских институтах прямой демократии — «Народном фронте» и общественных палатах. Ставка на публичную конкуренцию идей и лидеров общественного мнения должна поставить бюрократию на место




    Реклама