Москва, 05 фев, пятница


ФИЛЬМЫ: Стоять

10 дек 2015

На волне реактуализации 1990-х, которая внезапно началась в последние пару месяцев — флешмоб с публикацией своих портретов того времени в соцсетях, большой фестиваль «Остров 90-х», состоявшийся в сентябре в московском Музеоне, открытые Ельцин-Центра в Екатеринбурге и новая волна воспоминаний о «лихом десятилетии» — я поинтересовался у знакомых документалистов, почему никто из них еще не поднял все многочисленные видео свидетельства тех лет?

Василий Корецкий,
кинообозреватель «РР»

Оказывается, телехроники 1990-х практически нет: отснятый для телепередач материал стирался вскоре после выхода сюжета в эфир — кассеты для «Бетакама» стоили слишком дорого, чтобы не использовать их по второму разу.

Тем ценнее становится новый док Сергея Лозницы «Событие», только что показанный на открытии «Ардокфекста». Фильм смонтирован из кинохроники августа 1991 года в Ленинграде, отснятой еще советскими операторами. Благородное ч/б, советская операторская выучка, тысячи человек, вышедших на улицы  протестовать против путча ГКЧП — все, в общем, выглядит очень монументально. События 1991-го интересуют Лозницу в контексте его недавнего фильма «Майдан», изучавшего механику и динамику поведения толпы. Но парадокс в том, что в «Событии» нет толпы. Есть коллектив — советских людей, радикально отличающихся от людей постсоветских, запечатленных камерами на Майдане

Это радикальное, видимое невооруженным глазом, буквально физиогномическое отличие —самое сильное впечатление при просмотре «События». Драма 1990-х, трагическую кульминацию которой мы переживаем сейчас, начинается именно в августе 1991-го, многие важнейшие политические фигуры следующих двух десятилетий уже появляются на этой хронике. Вот много и эффектно выступает перед собравшимися на Дворцовой Анатолий Собчак (после Ленинград превратится в «бандитский Петербург» вовсе не без его соучастия), вот мелькает, еще в смешном пиджаке, тогдашняя правая рука Собчака — Путин.

Но все это будет потом: и первоначальное накопление капитала, и превращение политики в шоу, особенно заметное, кстати, в «Майдане», участники которого похожи на массовку, наблюдающую самое себя на ограничивающих участок революции огромных мониторах. А здесь, на Дворцовой-91, полностью исключен и момент развлечения, и момент экстатического объединения в гневе, насилии или идеологии. Эти лица лишены аффекта, они благородны, на них — растерянная решимость, усталое спокойствие, готовность не столько биться с кем-то, сколько просто стоять за все хорошее против всего плохого. Такими мы не будем никогда.

СОБЫТИЕ
Сергей Лозница

 zzzzzzzzzfilmi1.jpg

Звездные Войны: Пробуждение силы

 zzzzzzzzzfilmi5.jpg

Джей Джей Абрамс
Дарт Вейдер мертв, но Галактика снова в опасности. Теперь над ней нависла угроза Нового Порядка. Справиться с порядком могут только джедаи. Но вот беда — во всем мире остался только один. В общем, с продолжением вроде бы надоевшей космической саги у нас связаны некоторые надежды — Джей Джей Абрамс известен как режиссер, который не разменивается на ерунду и умеет выстроить типично голливудское зрелище вокруг какого-нибудь совершенно не голливудского и радикального приема. Да, кстати, Чуббака, принцесса Лея и Хан Соло снова с нами.

No comment

 zzzzzzzzzfilmi4.jpg

Артем Темников
Игровой фильм по мотивам документальных видеозаписей, найденных телевизионщиком Темниковым во время очередной командировки в Чечню. Тот терпеливый и доброжелательный зритель, который сможет перетерпеть беспрецедентно условную, в худших традициях российских сериалов, игру актеров и увлечение режиссера всеми возможными штампами, будет вознагражден почти непридуманной историей молодого европейца, попавшего в ряды исламских радикалов через постель юной турчанки и растерянно вышагивающего в тяжелый ботинках по чужой земле, абсолютно непонятно ради чего. Сам режиссер амбициозно называет свое кино рефлексией на тему «Фауста».

Волна

 zzzzzzzzzfilmi3.jpg

Роар Ютхауг
Норвежский фильм-катастрофа, официальный национальный номинант на иностранного «Оскара». Что тут происходит? «Титаник» среди фьюродов. В роли корабля — небольшой прибрежный городок Гейрангер, в роли айсберга — скала Окнесет, которая обрушивается в море и вызывает 800-метровую волну, смывающую все на своем пути.

Реальная цена моды

 zzzzzzzzzfilmi2.jpg

Эндрю Морган
Документальне исследование современной модной индустрии. Вернее того ее самого большого и прибыльного сегмента, который называется фаст-фешен — вещи недорогих брендов, стоящие в пределах 20 долларов и расчитанные на один сезон. Этот ширпотреб шьется на потогонках Третьего мира, на территориях, где не действуют никакие законы по охране труда  (да и прочие тоже). Индия, Камбоджа —всюду, куда фирмы-посредники, официально не имеющие отношения к пупулярным маркам одежды, выносят свое производство. Кроме адских панорам рабочих трущоб, Морган преподносит зрителю убийственную  статистику: мода — самое не загрязняющее производство  после нефтедобычи, а еще 20 лет назад люди Запада покупали в 500 раз меньше шмоток чем сейчас.

№26 (402)



    Реклама



    Реклама