Москва, 05 фев, пятница


ФИЛЬМЫ: Рыбный день

21 янв 2016

Я пишу эту колонку в день, когда американская кинокакадемия объявила оскаровских номинантов — и в день, когда умер Алан Рикман.

Василий Корецкий,
кинообозреватель «РР»

Половина моих коллег делает ставки на Дикаприо: получит ли он, наконец, Оскара за свое снежное многоборье, «Выжившего», где актеру приходилось ползти по льду, есть сырую рыбу и всячески закаляться как сталь. А я вспоминаю слова Рикмана об «Оскаре»: статуэтку получает не актер, статуэтку получает роль, написанная сразу под вкусы престарелых академиков; сыграть ее мог бы любой, но повезло лишь одному. В этом смысле игра Дикаприо предлагает свежий выход: произнести эти реплики, возможно, мог бы и любой, но не всякий способен, скажем, отжаться сто раз на снегу. Имеет ли эта сдача норм ГТО какое-то отношение к искусству?

А вот жизнь Рикмана, несомненно, имела — и у него не было ни одной номинации на Оскар. «Жизнь несправедлива, как говорил его самый известный персонаж Северус Снейп, двойной агент из «Гарри Поттера». Персонажа детской книжки, ходячее назидание мальчикам и девочкам, Рикман ухитрился превратить в по-настоящему трагического, даже в чем-то романтического героя.

Актер хорошей английской школы, он часто играл невообразимые роли: например, вышедшего и в тираж телеактера, которому приходится ездить по Америке и выступать перед публикой с какими-то дурацкими жабрами на голове. («В поисках галактики»). Или  буквально роль с жабрами — Синяя гусеница в «Алисе» Тима Бертона. Он мог стать самым злобным и манерным в мире злодеев: вспомним нордического брюнета Ганса Грубера в «Крепком орешке» и президента Рейганом («Дворецкий» Ли Дэниелса).

Я вспоминаю и другие роли Рикмана, и тут приходит весть о еще одной смерти. Франко Читти. Любимый актер Пазолини, игравший всю жизнь босяков, сутенеров и отщепенцев, грязь под ногтиями Италии, презреннейших из презренных. Читти был в некотором роде полной противоположностью Рикману — непрофессионал с никудышным голосом (сравните с глубоким, запоминающимся баритоном англичанина), которого в первой же роли дублировал нормальный актер. Но лицо! Читти был человеком из другой эпохи. Эпохи немного кино, эпохи физиогномической экспрессии, пластики. Читти принципиально не учился ни актерскому мастерству, ни правильному выговору — все это сделало бы его подделкой. Помогла бы актерская школа сыграть ему сутенера из римского предместья, со слезами на глазах раскрадывающего собственного ребенка («Аккатоне»)? Смог бы Дикаприо отобрать у ребенка крестик так, чтобы мы пожалели их обоих? Не думаю. И отдаю свой личный Оскар проигравшим. Например,  той самой, съеденной Дикапро заживо, рыбе.

 zzzzzzzzzzz1.jpg

Статус — свободен

 zzzzzzzzzzz2.jpg

Павел Руминов
Самый дикий и харизматичный режиссер российского кино, снимающий редко, но метко (предыдущий фильм Руминова про рак стал победителем «Кинотавра»), возвращается на экраны со вполне мейнстримной драмой о жизни молодого московского комедианта (Козловский), которому нужно вернуть свою девушку (Боярская), заглядевшуюся на 40-летнего зубного врача. Причем вернуть за неделю. В ход пойдет все: от обращений в прямом эфире до мимимишных сердечек, выложенных сотней свечей под окнами неверной.

Кукла

 zzzzzzzzzzz3.jpg

Уильям Брент Белл
С виду незаметно, но фильм Белла — это в некотором роде эксперимент. Хоррор про куклу-мальчика с неожиданным именем Брамс, которая стоит на правах сына в гостиной немолодых эксцентриков и в один прекрасный момент, разозлившись, что ее не кормят и не целуют,  оживает, снят новой и дерзкой американской студией STX Entertainment. STX активно занимает освободившуюся под натиском дорогих голливудских франшиз нишу оригинального мейнстрима для взрослых, и про нее уже пишут фичеры в «Нью-Йоркере». Кстати, недавно студия купила за 10 млн совсем уже экспериментальный «Хардкор» Ильи Найшулера.

Девушка из Дании

 zzzzzzzzzzz4.jpg

Том Хупер
Представьте себе, что Никита Михалков снял свой последний фильм не про русского офицера, а про трансгендера — получите «Девушку из Дании». В печальной, в общем-то, истории Эйнара Вегенера, первого в мире мужчины, решившегося на перемену пола и умершего под ножом, есть все приемы задушевного кино. И комическая собачка, постоянно срывающая эротические сцены. И игра в переодевание. И виды раздольной природы (датской), и даже бесконечно летящий по ветру шарфик. Самое парадоксальное, что в основе всей этой ЛГБТ-трагикомедии лежит вполне нормативная и нерушимая любовь Эйнара-Лилли к его законной жене Герде.

Строго на Запад

 zzzzzzzzzzz5.jpg

Джон Маклин
Внезапно — британский вестерн. В котором к тому же мало чего происходит. Юный британец в костюмчике (Коди Смит-Макфи с соответствующим акцентом) высаживается на берег Новой Англии и медленно, очень медленно, как монах в одноименном фильме Цай Минь Ляна, путешествует на Запад (фронтир снят в Новой Зеландии, но сами вы об этом ни за что не догадаетесь). Почти сразу он встречает попутчика, немногословного и меткого авантюриста (Майкл Фассбендер). Вместе они пройдут через все штампы жанра, впрочем, поданные тут с достаточной долей отстраненности.

№3 (405)



    Реклама



    Реклама