Добро пожаловать
Вход / Регистрация

Борис Клюшников. Поворот к счастью

Спасибо! Поделитесь с друзьями!

URL

Вам не понравилось видео. Спасибо за то что поделились своим мнением!

К сожалению, только зарегистрированные пользователи могут создавать списки воспроизведения.
URL


Добавлено от Admin В Новости телеканала 24/365
10 Просмотры

Описание

Первая публичная лекция Бориса Клюшникова в рамках нового, Четвертого набора Школы Вовлеченного искусства.
---
"Поворот к счастью. Подготовительные материалы по археологии утраченной радости"
.
На одном из публичных выступлений Поль Беатриц Пресиадо рассказал(а) о частом случае. Люди задают ей/ему вопрос : "почему мне так плохо?". Она отвечает и ее ответ откликается звонким смехом аудитории: "А как вы вообще можете быть счастливым, когда само ваше тело, ваш мозг и все ваши чувства являются полигонами постоянной борьбы в фармако-порнографическом режиме?". В этом отрывке меня заинтересовало несколько вещей:

1. Почему с этим вопросом, с которым обычно приходят либо к психотерапевту, либо к гуру личностного роста или к друзьям, обращаются к критическому интеллектуалу? Означает ли это, что в настоящее время сама позиция критики сместилась - в поле ее интересов оказывается в том числе и эмоциональная культура? Судя по таким фигурам как Франко Б. Бифо, Марк Фишер, Сара Ахмед и др., именно теория сегодня должна ставить задачу прояснения вопроса "почему мне так плохо". В недавно изданной книге "Критическая теория и чувство: аффективная политика ранней франкфуртской школы", Саймон Мюссель показывает как эмоции и чувства влияли на методологию и взгляды франкфуртской школы, нередко становясь непосредственным объектом их интереса. В "Диалектике Просвещения" Адорно пишет: "Как только последний луч эмоций искоренен, от мысли не остается ничего, кроме тавтологии". Критическая традиция описала и развила многие известные нам чувства, такие как чуткость к страданию (Адорно часто за это упрекали поздние авторы), коллективность утраты и жизнь после ужасов войны. То есть "Почему мне так плохо" - один из важнейших вопросов критики.

2. Почему этот вопрос вызывает смех? Неолиберальная культура построена на парадоксе, который я хотел бы раскрутить. С одной стороны, она отстаивает свободного индивида, постоянно говорит о его счастье при неолиберализме, но уходит от ответственности за это счастье. Если вы несчастны - об этом и нечего говорить - это ваши ЛИЧНЫЕ проблемы. И счастье - ваш личный долг. Таким образом, горе и счастье оказываются покрыты стыдом консенсуса публичности. Я хочу разобрать это ситуацию подробнее.

3. И наконец, а действительно "А как вы вообще можете быть счастливым, когда само ваше тело, ваш мозг и все ваши чувства являются полигонами постоянной борьбы в фармако-порнографическом режиме?". Слова Пресиадо подразумевают заранее ответ - никак. Но этот автоматический ответ раскрывает перед нами важную политическую задачу - как помыслить счастье иначе? Как отвоевать эту тему у стыда и неловкости, с одной стороны, и у психокультов - с другой. Именно эту задачу я хочу проработать в рамках своего небольшого выступления. Оно базируется на пересечении моего интереса к культуре эмоций, политике и критической теории. От простого описания депрессивности капиталистического реализма, я хотел бы оправдать и помыслить переход к протесту радости и критическому счастью, опираясь на работы Сары Ахмед, Катрин Малабу и др. Название лекции отсылает к коллективной монографии Ахмед "Happiness turn", интенции которой я хотел бы развить.
----
Вторник, 16 января 2018

Написать комментарий

Комментарии

Комментариев нет.
RSS
Яндекс.Метрика